Юридическое сопровождение тендера

· анализ существенных условий контракта/подготовка протокола разногласий/консультирование на этапе торгов (стоимость от 30 000 руб.);

· представительство интересов в ФАС /в том числе при рассмотрении сообщений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (стоимость от 50 000 руб.);

· представительство интересов в арбитражном суде в случае нарушения интересов заказчиком/при оспаривании решений ФАС, в том числе решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (стоимость от 120 000 руб.).


Типовые кейсы из нашей практики: ФАС реестр недобросовестных поставщиков


Выиграли тендер? Поздравляем! Вы - наш клиент.

Широко распространившаяся в последнее время практика участия коммерческих организаций в закупках не только позволяет бизнесу расширить круг потенциальных клиентов, но, зачастую создает проблемы, разрешение которых требует привлечения дополнительных ресурсов (затрат времени и средств), включая необходимость обращения в суд с целью защиты своих интересов.         Как правило, принимая решения участвовать в торгах, предприниматели не осознают, что это решение может повлечь последствия, сравнимые со стихийным бедствием.

         Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы, по результатам нарушения законодательства в сфере закупок, более 11 000 организаций и индивидуальных предпринимателей внесены в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Последствия включения в этот реестр по времени варьируются от невозможности принимать участие в торгах в течение двух лет до потери деловой репутации навсегда.

         Практика участия адвокатов в такого рода защите интересов бизнеса позволяет обозначить те самые «подводные камни» с которыми может столкнуться предприниматель при участии в тендерах.

         Итак, часть первая. Аукцион. Первое препятствие, с которым может столкнуться предприниматель (организация) - участник закупки это отклонение заявки на участие в аукционе. В этом случае, защита интересов происходит путем обращения в антимонопольный орган с соответствующей жалобой на действия заказчика (либо оператора электронной площадки аукциона). Антимонопольный орган обязан провести проверку фактов нарушения прав участника закупки и принять решение, которое, в случае несогласия, может быть обжаловано в суде. Следующим препятствием, которое может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде включения в РНП, является оценка определенных действий участника закупки как уклонение от заключения контракта. Порядок действий в этом случае аналогичен тому, который установлен для оспаривания действий заказчика при отклонении заявки на участие в аукционе, с той разницей, что обращается в антимонопольный орган с жалобой сам заказчик. И последнее. Независимо от того, проводится ли тендер в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» либо в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  проект контракта готовит сторона, объявившая тендер  (Заказчик).         Практика показывает, что только выиграв торги и приступив к исполнению контракта, организация (Подрядчик) обнаруживает, что отдельные положения этого контракта являются явно обременительными либо неисполнимыми. В этом случае, возможности оспаривания в антимонопольном органе законодательством не предусмотрено (право составить протокол разногласий могло быть реализовано на стадии заключения контракта), защита прав в таком случае осуществляется в арбитражном суде путем оспаривания отдельных положений контракта либо признания этого контракта недействительным в целом.

         Часть вторая. Исполнение контракта. В этом случае, спорные вопросы между сторонами подлежат разрешению только в судебном порядке. Обращение в антимонопольный орган законодательством не предусматривается. Таким образом, юридически сложный, запутанный либо просто недостаточно внятный контракт может привести к невозможности его исполнения, что на практике часто используется оппонентом, имеющим некоторую заинтересованность в сотрудничестве с вашими конкурентами.

         Включение в РНП теоретически не влечет последствий в виде запрета участия в коммерческих тендерах, за исключением случая, когда в конкурсной документации специально не указано требование к участнику торгов об отсутствии сведений в РНП. При этом, участие организации в коммерческих тендерах без должного внимания к конкурсной документации может создать проблемы с получением денежных средств по результатам выполнения работ, либо повлечь взыскание убытков и недополученной выгоды, причиненных неосмотрительными действиями одной из сторон тендера.

         Резюме:    В этом случае в полной мере применим принцип, сформулированный еще римлянами: «venienti occurrite morbo» - предупреждай приближающуюся болезнь», который в контексте толкования сказанного выше, означает – обращение к профессиональному советнику по правовым вопросам на начальном этапе участия в тендере позволит избежать наступление возможных негативных последствий.

         В целях защиты вашего бизнеса при участии в тендерах адвокаты (партнеры Стройпортала) предлагают свою помощь в виде юридического сопровождения участия в закупках на любой стадии этого процесса.

         Гонорар адвоката (оплата):

 в стадии от подачи заявки до заключения контракта … от …

при оспаривании действий и решений в ФАС от …

при оспаривании действий и решений заказчика в суде от …

при разбирательстве в комиссии территориального антимонопольного органа .. от …


Пример защиты интересов участника тендера (торгов) из адвокатской практики.

ООО «ТЕСТ» (Подрядчик),  участвуя в аукционе госзакупок, заключил Контракт на выполнение проектных работ с Заказчиком (государственным органом), не обратив внимания на отдельные положения Контракта, которые, как выяснилось впоследствии, оказались неисполнимыми. Этими положениями Контракта, Подрядчик взял на себя обязательства согласовать разделы проектной документации с вышестоящей над Заказчиком организацией. Порядок согласования Контрактом установлен не был, как и действия сторон в случае отказа в таком согласовании.

         Не обладая знаниями, достаточными, чтобы оценить юридическую конструкцию договора и не имея в штате юриста, подрядчик вовремя не смог оценить угрозу недобросовестности действий со стороны Заказчика, который таким способом решил включить в проект оборудование конкретного производителя (конкурента Подрядчика).

         После того, как Контракт был исполнен (в отсутствие требуемого согласования) и результаты работы были переданы Заказчику, Контракт был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе последнего по причине нарушения сроков, установленных в Контракте. Впоследствии, Заказчик обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием о включении этой организации (доверителя адвоката) в реестр недобросовестных поставщиков.

         Проанализировав ситуацию и изучив документы, предоставленные доверителем, адвокат разъяснил порядок действий Подрядчика по защите своих интересов, согласно которому, в первую очередь Подрядчику надлежит доказать недействительность отдельных положений Контракта в суде (в том числе оспорить решение об одностороннем отказе), далее – оспорить решение ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков и, одновременно с этим, в подтверждение довода о нарушении своих интересов в сфере предпринимательской деятельности (необходимость обусловлена соответствующей позицией Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу) продолжить участвовать в закупках (в целях сбора доказательств упущенной выгоды).

         Несмотря на то, что несвоевременное обращение Подрядчика к адвокату повлекло необходимость совершения дополнительных действий, адвокат оценил позицию Подрядчика, как имеющую успешную перспективу защиты в суде и подготовил иск об оспаривании решения об одностороннем отказе от обязательств по Контракту.

         Суд удовлетворил требования Подрядчика, признав недействительными положения Контракта и необоснованность одностороннего расторжения Контракта, которое впоследствии явилось основанием для отмены решения ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

         Предложенный адвокатом способ защиты не только позволил взыскать денежные средства за выполненную работу, но и способствовал восстановлению деловой репутации доверителя.


Комментарии

Инкогнито
Оценка:
Не добавлено ни одного комментария